Главная | Карта сайта | Контакты | Обратная связь | English version
Computerworld #48/2004

ИТ на службе энергетики

Елена Шашенкова
01.10.2004

Oracle предлагает энергетическим компаниям решение, содержащее помимо стандартных модулей те, что учитывают уникальные особенности отрасли. Продукт включает 32 модуля, объединенных в подсистемы управления финансами и бюджетированием, организации взаиморасчетов с потребителями, управления снабжением и управления техобслуживанием и ремонтами. Специализированные модули компания создает совместно со своими партнерами — как разработчиками, предлагающими на рынке услуги по внедрению решений, так и заказчиками, знающими свои проблемы «изнутри».

Управление активами

Специализированный модуль «Управление активами и основными фондами» разрабатывается Oracle совместно со специалистами Волжского гидроэнергетического каскада (ВОГЭК).

Электростанции владеют значительными основными фондами — это турбины, генераторы и т. д. На многих станциях оборудование довольно старое и изношенное, требующее постоянного проведения ремонтных работ или замены. Актуален вопрос — продолжать ремонтировать конкретную единицу техники либо купить новую? А если ремонтировать, то какой режим обслуживания считать оптимальным? Чтобы найти ответы на эти вопросы, электростанции требуется разработать концепцию плановых ремонтов, а также найти способы уменьшения стоимости эксплуатации оборудования, уменьшения полной стоимости владения активами, увеличения фондоотдачи.

Как подчеркнул директор ВОГЭК по информационным технологиям Гаральд Бандурин, активы ГЭС имеют двоякую природу. С одной стороны, это средства производства, с помощью которых предприятие зарабатывает деньги. С другой, эти же активы требуют вложения денег на поддержание собственной работоспособности. Все это происходит на фоне быстрого изменения условий бизнеса, что влияет на отношение к активам и основным фондам предприятия.

Для того чтобы концепция плановых ремонтов имела под собой реальную основу, специалисты ВОГЭК занимаются составлением классификаторов и справочников по оборудованию для электростанций. Это работа довольно сложная, так как отсутствует единая форма представления информации, только базовых справочников — с десяток. Средний срок эксплуатации оборудования указывается изготовителем без учета среды, в которой это оборудование будет работать.

Для энергетической отрасли Oracle предлагает воспользоваться средствами управления активами предприятия (Enterprise Asset Management, EAM). Они обеспечивают доступ к актуальной информации по активам в масштабах всего предприятия, включая их использование, стоимость и амортизацию, учитывая специфику активов (различные атрибуты, марки изготовителей и паспортные данные оборудования, технические условия, спецификации, отдельные характеристики имущества и др. — все то, что может служить в качестве критерия поиска и отбора). Каждая запись по активу содержит также следующую информацию: ведомость изделий и материалов актива; оценку стоимости (издержек) и рабочую историю актива; контроль динамики изменения актива; отражает операционную деятельность, связанную с активом. Для создания базы данных по активам как раз и нужны справочники и классификаторы, разрабатываемые и составляемые в ВОГЭК.

Предлагаемый инструментарий, по словам представителей Oracle, позволяет комплексно управлять производством работ по ремонту оборудования от формирования и планирования всех необходимых ресурсов до регистрации по завершении работ таких данных, как замечания, финансовые расходы, результаты приемочного контроля.

Управление планированием и бюджетированием

Функция управления планированием и бюджетированием в энергетических компаниях также имеет ряд особенностей. В частности, это госрегулирование тарифов, контроль со стороны РАО «ЕЭС России», а также происходящее реформирование отрасли.

Константин Лакеев, менеджер проектов компании Carana, исходя из опыта работы по реорганизации систем управления, в том числе на энергетических предприятиях, перечислил еще ряд проблем, с которыми пришлось столкнуться в процессе разработки и внедрения процессов планирования. В частности, это желание всех участников процесса планирования управлять закупками и денежными потоками; это недоверие технологических служб к работе финансово-экономических подразделений, что практически всегда приводит к избыточному заказу оборудования и комплектующих в планировании ресурсов. Кроме того, экономические вопросы на энергетических предприятиях зачастую решаются «финансовыми» методами: руководство организует контроль не в местах потребления ресурсов, например, отпуска в производство, и не в момент заключения договоров, а в точке проведения платежей. При всем при этом, отсутствие стратегического плана развития компании, консервативность и недостаточная квалификация персонала бухгалтерии и отделов финансово-экономического планирования, а также отсутствие автоматизации ряда важных задач делает планирование не точным, а значит, и неэффективным.

Тем не менее системы финансово-экономического управления необходимо внедрять и на предприятиях энергетического комплекса, как и в других секторах рынка. Для этого Carana предлагает ряд методик. В частности, по словам Лакеева, финансовую структуру целесообразно представить в виде функциональных центров ответственности. Финансово-экономическую модель лучше построить по принципу централизованного управления доходами и поступлениями, а ресурсы распределять не по лимитам, а под конкретно поставленные задачи. Для выработки и принятия решений по распределению ресурсов целесообразно создать коллегиальный орган, а также организовать оперативный контроль их исполнения. Основу предлагаемого решения должны составить справочники и классификаторы доходов и расходов, поступлений и выплат, контрагентов и др. Все это призвано помочь энергетическим компаниям в составлении обоснованных планов (в настоящее время они составляются на год), а также в формировании отчетности для РАО ЕС.

Сопутствующее решение

В качестве сопутствующего решения на базе продуктов Oracle компания Leaves предложила технологии и методы эффективного управления водоканалами — системой водоснабжения в сфере ЖКХ.

По словам директора Leaves Леонида Джуринского, модель бизнес-процессов управления системой водоканалов чем-то похожа на ту, что действует в энергетике. Это, в частности, многоступенчатый процесс заключения договоров и расчетов с клиентами. Это и большое разнообразие форм документов (более 180), имеющих хождение между потребителями и компаниями, предоставляющими услуги. Да и способ доставки электроэнергии похож на способ доставки воды: в первом случае — это электросети, а во втором — сеть водопроводных труб.

Несмотря на плачевное состояние основных фондов, практическое отсутствие их оценки, низкую собираемость доходов, долги, неэффективное управление и т. д., сфера ЖКХ постепенно становится отраслью, привлекательной для инвесторов. Действительно, в сфере жилищно-коммунального хозяйства уже сегодня оборачиваются большие деньги.

Типичные задачи, стоящие перед отраслью, — сокращение издержек, повышение качества услуг. Специфика же связана, в основном, с организацией расчетов с потребителями услуг.

Для автоматизации задач, относящихся к отраслевой специфике, в Leaves разработали информационную систему водоканалов. В сочетании с Oracle E-Business Suite данное решение предлагается службам ЖКХ. Кроме того, по словам Джуринского, для взаимодействия с клиентами целесообразно использовать Internet-портал, в том числе и для осуществления расчетов, получения той или иной информации.

Ссылка: http://www.osp.ru/cw/2004/48/83894/

Написать письмо | Назад

Поиск по сайту
Пресс-центр
Новости
новости компании

Публикации
публикации о компании в СМИ

Файлы
материалы для загрузки

Контакты для прессы: Маркетинг

Главная | Карта сайта | Контакты | Обратная связь | English version

Copyright 1991-2024 Leaves. All rights reserved.
Дизайн и разработка сайта - Leaves